Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236029, г. Калининград,
    корпус 1: ул. Зелёная, 18-А;
    корпус 2: ул. Зелёная, 45.
  • +7 (4012) 32-34-20
  • sosh38@klgd.ru
    техническая поддержка site@school38.org

Русский традиционный костюм

Дата: 30.03.2010
Автор: Гречихина Валентина Петровна

Предмет: технология. Региональный компонент содержания образования Калининградской области, учебный курс «Русские умельцы».
Класс:
 5. 
Цель урока:
 ознакомление с общими сведениями о русском народном костюме.
Задачи: 
Образовательные: 
Озакомление учащихся с народным костюмом.
Ознакомление с основными элементами народной одежды, материалами, обувью, головными уборами.
Ознакомление с отличительными особенностями женского костюма северных и южных областей России.
Развивающие:
Создание условий для развития у учащихся познавательной активности, самостоятельности и инициативности.
Развитие внимательности, эстетического вкуса.
Привитие навыков культуры труда и аккуратности.
Воспитательные:
Воспитание чувства доброжелательности и доброты к людям.
Обучение свободе общения друг с другом.
Привитие интереса к истории России, её традициям. 

Оборудование: книги, журналы, иллюстрации, плакаты русской народной одежды, тетради, карточки с заданиями.

Методы и формы работы: поисковый, выполнение трудовых заданий, работа с технической документацией, инструктаж, беседа, самостоятельная работа, рассказ.

Ход урока.
1.Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Проверка и повторение пройденного материала.
Устный опрос.
Вопросы для повторения:

  • Основные национальные блюда.
  • Как располагались все члены семьи за столом? Место главы семьи и остальных членов семьи.

3.Изучение нового материала.
       Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В одежде нашли выражение душа народа, его представления о прекрасном. Женщина в русской народной поэзии была неразрывно связана с образом птицы:
«Лебёдушка, лебедь белая, точно пава» - говорили о красавице. Голова русской женщины венчалась разноцветным шитьём, жемчугом, цветными каменьями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока… В образе женщины, в её костюме: и в яркости наряда, и в его плавных  текущих линиях, а больше всего в образе белых рукавов крыльев, которые словно могут унести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птице счастья.
Что касается народной одежды, то она для жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности. Весь русский женский костюм был компактным по объёму, лаконичным, мягкими контурами, и в то же время мы явно видим различия между костюмом северных и южных областей России. Для северо-великорусского костюма характерно ношение сарафана, который надевался поверх рубахи. Декоративное решение строится на контрасте значительной массы сарафана (обычно одноцветного) и небольшой массы руковов. Орнамент на вышивке располагается вертикально, что ещё больше подчёркивает стройность фигуры.
       В южно-великорусском костюме подчёркиваются совсем другие качества. Здесь женская красота – выражение здоровья, дородства. Крестьянки юга России предпочитали поясную одежду. Это в первую очередь понева. Они были основой орловского женского костюма. Распашная панева надевалась непременно поверх длинной рубахи. В большинстве сёл распашные паневы носили с «подтыком», т.е. поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного эффекта пышности, статности фигуры. Панева, как правило, делалась из домашней шерстяной ткани простого полотняного переплетения чёрного, либо тёмно-синего цвета, в квадратную или в прямоугольную прорисованную клетку. Панева была предметом особой гордости крестьянки:
       Чем богаче был украшен её подол, тем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка. Распашные паневы украшали вышивкой, цветной шерстью, нашитыми полосами красной тканью, галунами, позументами, шерстяным тканьём.
       Встречались паневы – плихты и более поздние паневы, сшитые по типу юбки.
       Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета – это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений. 


4.Закрепление знаний учащихся.
Практическая работа «Раскраивание русского традиционного костюма».
Для выполнения практической работы класс делится на Бригаду №1 и Бригаду №2.
По иллюстрации учащиеся раскрашивают народный костюм.
Вводный инструктаж:
  • Дать рекомендации по выполнению практической работы.
  • Обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами.

5.Самостоятельная работа учащихся. 
Текущий инструктаж.
Усложнение задания для сильных учеников.
Заключительный инструктаж.
Защита практической работы.

6.Подведение итогов.
7.Уборка рабочих мест.